Ректор IT-университета о том, чего добился за 10 лет.Часть2

      Тормасов Александр Геннадьевич родился 14 мая 1964 года в Саратове. Окончил с отличием факультет управления и прикладной математики Московского физико-технического института (1987). В 1990 году защитил кандидатскую диссертацию по вычислительной математике и информатике, в 2008-м — докторскую диссертацию по математическому моделированию, распределенным системам и технологиям виртуализации. В 2011 году получил ученое звание ВАК «Профессор по кафедре».

С 1987 года — ассистент, старший научный сотрудник, старший преподаватель, доцент, профессор, заведующий базовой кафедрой Московского физико-технического института (государственного университета).

С 1999 года — начальник отдела перспективных разработок Parallels (ранее SWsoft).

С 1999 года — руководитель студенческих учебно-научных центров.

С сентября 2012 года — ректор АНО ВО «Университет Иннополис».

С октября 2013 года — глава российского отделения IEEE Computer Society.

— Айтишников учат во многих вузах, а чем отличаетесь вы от них? В чем уникальность вашего образовательного процесса?

— Для того чтобы быстро стартовать, мы лицензировали программу Университета Карнеги — Меллона. Мы создали несколько программ, лицензировали их, а позже полностью переработали и адаптировали под наши реалии. Мы учим студентов на английском языке, что является исключением. Бакалаврских программ на английском языке в других российских вузах я не знаю, магистерские программы есть, но они сворачиваются по известным причинам. Мы же продолжим обучать на английском языке, поскольку у нас довольно большое количество иностранных студентов из Африки, Латинской Америки и Азии. Международное сотрудничество мы активно продолжаем, за последние полгода подписали пять соглашений с иностранными университетами стран Африки и Азии. 

— Российских ребят вы обучаете на английском языке. Нет ли ощущения, что это насос, который выкачивает специалистов из страны?

— Это насос, который закачивает людей к нам. А английский потому, что хотим мы того или нет, но компьютер был изобретен в англосаксонском мире и все основные работы идут на английском языке, включая специализированные учебники. Если мы не хотим быть оторванными от того, что происходит в мире в области компьютерных наук, то человек должен сам уметь читать профильную литературу на английском, особенно те, кто публикует свои статьи в международных научных журналах. 

— Кроме английского языка, чем еще вы отличаетесь?

— Наши программы разработаны в тесном партнерстве с IT-индустрией для решения конкретных задач. Мы не запускаем ни одной программы до тех пор, пока не выясним, куда пойдут наши выпускники, сколько им станут платить и чего от них будут ждать. Для этого мы проводим стратегические сессии с IT-компаниями, а студенты в процессе обучения проходят практику. Поэтому мы и готовим кадры так, чтобы нанимателю не пришлось их доучивать на рабочем месте. Кроме того, у нас высокий уровень профессорско-преподавательского состава, и мы движемся в направлении четкого понимания баланса фундаментальных наук и прикладных знаний. Фундаментальная часть нужна для развития карьеры, а прикладная часть должна обеспечить немедленное использование нужных навыков выпускников.

Вместе с этим у нас есть программы дополнительного профессионального образования, которые прошли 48 тысяч человек. Это и курсы CDO для управленцев, и экспресс-курсы по базовым IT-специальностям, и переквалификация методистов и преподавателей, для чего мы создали огромный консорциум в рамках программы «Кадры для цифровой экономики», в который вошло более 700 вузов и ссузов страны.

— На кого вы учите? 

 У нас две основные программы бакалавриата: «Информатика и вычислительная техника» и «Анализ данных и искусственный интеллект». Пять программ магистратуры: «Анализ данных и искусственный интеллект», «Технологическое предпринимательство», «Робототехника и компьютерное зрение», «Управление разработкой программного обеспечения» и «Компьютерная безопасность и сети». В аспирантуре две программы: «Теоретические основы информатики» и «Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ».

Все эти специальности востребованы нашими партнерами, которых у нас сегодня 297. С этими IT-компании мы работаем по нашим коммерческим, исследовательским или образовательным проектам.

— Ваши выпускники устраиваются на работу в эти компании?

— Для выпускников есть обязательная отработка гранта один или два года, в зависимости от программы обучения.

«Наши студенты создали 30 довольно успешных стартапов. Среди наиболее заметных историй успеха — Кевин Ханда. С первых дней у него были большие амбиции создать конкурентоспособную компанию, что-то новое и масштабное, что он и сделал, запустив KazanExpress в 2017 году»

«Наши студенты создали 30 довольно успешных стартапов. Среди наиболее заметных историй успеха — Кевин Ханда. С первых дней у него были большие амбиции создать конкурентоспособную компанию, что-то новое и масштабное, что он и сделал, запустив KazanExpress в 2017 году»

Фото: «БИЗНЕС Online»

«У выпускников университета 100-процентное трудоустройство»

— «Где работают выпускники Университета Иннополис? Есть ли невостребованные?» (Илья)

— У выпускников университета 100-процентное трудоустройство в ведущие российские компании: «Сбертех», «Яндекс», Тинькофф, S7, «МегаФон», QIWI, Сбербанк, МТС, ОМП, X5 Retail Group. В 2021 году насчитывалось 47 компаний-резидентов и партнеров, в которых работают выпускники университета, например «Почта России», «Акронис», «Х5 Технологии», Ozon, Ак Барс Банк и другие.

Некоторые из наших выпускников пошли по академическому пути, получив докторскую степень, в том числе в таких местах, как Кембридж. Многие получили очень хорошие должности в ведущих компаниях в качестве инженеров-программистов.

Есть и те, кто еще в процессе учебы решают открыть свои собственные компании. Наши студенты создали 30 довольно успешных стартапов. Среди наиболее заметных историй успеха — Кевин Ханда. Он был зачислен в университет в 2015-м на первый год обучения в бакалавриате и окончил его в 2019-м. С первых дней у него были большие амбиции создать конкурентоспособную компанию, что-то новое и масштабное, что он и сделал, запустив KazanExpress в 2017 году. KazanExpress — компания-резидент Иннополиса, она нанимает в том числе наших выпускников.

— Какой смысл учить иностранцев из Африки и Азии, причем бесплатно или намного дешевле, чем в Европе или США? Они ведь все равно уедут.

— Привлекая иностранных студентов, мы получаем партнеров за рубежом, у нас появляются новые академические связи, международные проекты. Это возможность построить бренд международного уровня, поскольку невозможно занять достойное место в рейтингах, не имея широкого зарубежного представительства.

— Разве международный рейтинг по-прежнему важен, ведь после 24 февраля все изменилось?

— Вопрос не в рейтинге, а в международной известности для привлечения людей в наш университет. Иностранные абитуриенты — это в основном участники олимпиад в своей стране по математике, физике, информатике, робототехнике и другим профильным дисциплинам, которые обладают высоким уровнем, и многие из них пытаются остаться работать в России по направлениям, связанным с IT.

Одна из причин, почему мы работаем на международные рейтинги, — привлечение иностранных преподавателей. Когда выходим на мировой рынок труда, мы ставим некую планку по публикационной активности, по опыту работы. Но если наш университет никто не знает, если мы не будем фигурировать в рейтингах, то никто из топовых преподавателей к нам не придет.

продолжение следует

источник: БИЗНЕС Online

Добавить комментарий



HABEPX