Res publica Татарстан как место общего дела
Новой точкой сборки татарстанской идентичности может стать… неевропейский республиканизм, считает Данис Гараев, доктор философии PhD, заведующий Лабораторией социального проектирования и предупреждения конфликтов Института педагогики, психологии и социальных проблем (Казань). Он объясняет, как парки, скверы и мосты могут стать символом объединения и единения жителей Казани и Татарстана.
Данис Гараев объясняет, как парки, скверы и мосты могут стать символом объединения и единения жителей Казани и Татарстана
Фото: из личного архива Даниса Гараева
Так исторически сложилось, что Татарстан это Республика. Термин Res publica c латыни переводится как «вещь общественная», впоследствии этот термин стали переводить как «дело общее». На этой основе еще в античное время сложился республиканизм как философская школа Аристотеля и Цицерона, которая через Никколо Макиавелли и Жан-Жака Руссо дожила и до наших дней. На практическом уровне реализация этой идеи происходила через объединение людей вокруг строительство мостов, общественных бань, крепостных стен, именно это привело к появлению первых республик. В дальнейшим к таким общественным вещам стали относить парки, дороги, библиотеки и другие объекты, направленные на общественное благо как мы это, видим в сегодняшнем Татарстане. Поэтому со временем Res publica и стали переводить как «общее дело», которое приводит к общественному благу.
Современное понимание республики как формы организации государства, когда высшие органы государственной власти формируются на избирательной основе, утвердилось только в Новое время. Татарстан получил название Республика именно в связи современным пониманием этого термина. Однако сегодня для Татарстана не менее важно и античное понимание республиканизма как объединения людей вокруг общих дел во имя всеобщего блага уже на региональном уровне. И оснований тому масса.
По мнению российского исследователя Олега Хархордина, для России характерна свобода не либерального, а республиканского характера. Исторических предпосылок для этого предостаточно. Наиболее яркими тому примерами были Новгородская или Псковская республики. Однако, если посмотреть на историю, в том числе и нашего региона, то примеров республиканского объединение людей вокруг общего дела также окажется множество.
Например, в современной Казани квинтэссенцией идеи Республики является территория современного Казанского Кремля так как: 1) это историческая крепость (вещь общественная), которая строилась и перестраивалась горожанами в разные ее эпохи (ханская, царская, императорская, советская, постсоветская), 2) это современное общественное пространство (дело общее) с музеями, храмами и в ближайшем будущем с другими социально значимыми проектами, 3) это центр политической власти Татарстана, которая официально является Республикой.
В современной Казани квинтэссенцией идеи Республики является территория современного Казанского Кремля
Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»
Конечно, применительно к прошлому на нашу историю накладывается полиэтничность и поликонфессиональность региона. Тем ценнее любые примеры совместного взаимодействия для достижения общего блага. Наиболее ярко это выражалось в сфере торговли, когда татары и русские экономически взаимодействовали с друг другом, например, на Сенном рынке Казани. Конечно, Булак делил город на русскую и татарскую часть, но мосты через него соединяли две части города становясь республиканским символом нашего региона. Мне до сих кажется недооцененным в символики нашего региона значимость этих мостов.
Одновременно с этим если мы посмотрим на устройство Татарских слобод в городах Российской империи от Казани до Семея, то мы также увидим множество примеров такого неевропейского республиканизма. Махалли из которых состояли татарские слободы являлись объединением людей вокруг общего дела и общих вещей. Как известно, такой «общей вещью» вокруг которой формировалась каждая махалля являлась мечеть. Мечеть строили всей махаллей, также всей махаллей строили медресе при них и совместно всеми силами общины содержали их. Мечеть для махалли было пространством и религиозным, и образовательным, и судебным, и что особенно важно коммуникативным. Важно также то, что в махалля были заложены принципы самоуправления, которые базировались на демократических началах (говоря языком Цицерона махалля вполне может быть примером локальной республиканской политии). Мечети, медресе, помощь в строительстве домов и прочие объединения людей для реализации общественно полезных проектов – мы видим масса примеров того, что можно назвать зачатками неевропейского республиканизма в дореволюционных Татарских слободах. Существование таких примеров, повод для более широкой дискуссии о формирование таких не-европейских республиканских процессов, а для нас построить исторических мост между прошлым и современным Татарстаном.
С момента основания Советского Татарстана, когда он стал именоваться Республикой, примеров такого республиканского взаимодействия становилось все больше. Крупные промышленные стройки в Челнах и Нижнекамске, а также освоение нефтяных месторождений, были как внутри-республиканскими, так и всесоюзными проектами. В постсоветское время, когда Татарстан искал свою субъектность в политическом пространстве страны, стали чаще говорить о татарстанской идентичности, которая объединяла всех жителей Республики независимо от их этнического и религиозного самосознания.
Выборы, референдумы и организация крупных международных мероприятий, которые можно было реализовать только совместными усилиями, сделав его республиканским общим делом, привели к идее «Корпорации Татарстан» как некоторой интуитивной попытки забрендировать формирующиеся республиканские тенденции. Наиболее ярко республиканские процессы проявили себя в формировании и реконструкции общественных пространств в Татарстане – от парков и скверов до дворов и библиотек, когда к процессу проектирования привлекались жители, чтобы принять во внимание их потребности и желания. В современном языке такой республиканизм называется партисипаторностью или гуманистической урбанистикой (одноименный центр, например, есть в Санкт-Петербурге). Парки и дворы сегодня яркие примеры «вещей общих», которые стали результатом «общего дела». Такой подход к их проектированию пример республиканских процессов на практическом уровне.
Другой недавний пример реализации этих принципов — это голосование за проект нового здания Татарского Государственного Академического Театра им. Галиаскара Камала
Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»
Другой недавний пример реализации этих принципов — это голосование за проект нового здания Татарского Государственного Академического Театра им. Галиаскара Камала, когда в результате голосования выиграл вариант, который поддержали представители театральной общественности, а не представители власти. Сегодня наиболее востребован именно такой практико-ориентированный республиканизм, сфокусированный на потребностях и желаниях населения. Общественные блага, поставленные во главу угла в духе античного понимания республиканизма, укрепляют общественные институты и общий фундамент страны. В этом смысле, на мой взгляд, Татарстан взял верный курс на Республику не только по названию, но и по содержанию. Ведь «общее дело» и «вещи общие» это не только про здания и пространства, но и про ценности, которые в условиях полиэтничного и поликонфессионального Татарстана приобретают особую важность. В этом смысле Татарстан – это Республика во всех смыслах этого слова.
Гараев Данис
Доктор философии PhD (Амстердамский университет)
Заведующий Лабораторией социального проектирования и предупреждения конфликтов Института педагогики, психологии и социальных проблем (Казань)
Выпускник исторического факультета Казанского государственного университета (2005) и Европейского университета в Санкт-Петербурге (2008).
Как приглашенный исследователь работал в Амстердаме (Нидерланды), Цюрихе (Швейцария) и Алмате (Казахстан).
Автор книги Jihadism in the Russian-Speaking World The Genealogy of a Post-Soviet Phenomenon (London - New York, 2022) и десятков научных и публицистических работ по истории и социологии межкультурной коммуникации, исторической памяти, безопасности и религии, опубликованных как в российских, так и в международных научных изданиях.
источник: Татар-информ (Tatar-inform)
Татарская молодежь из Екатеринбурга и Качаканара организовала квиз «Башваткыч» |
День Победы, полет на солнце, концерт, татарские экскурсии и квиз, метаморфозы Агафуровых и точечная роспись |
Праздник Ураза байрам, тамбурная вышивка, полеты в Музкомедии, концерты татарской песни, день рождения Тукая |
Казанская группа qaynar на фатирлыке растопила уральские сердца |
День рождения раиса, Салават, Рамадан, Мураками, стендап, уральский соловей и еще несколько мартовских идей |
Татар Екатеринбурга приглашают пройти опрос для научного проекта |
Какой язык считать родным и где изучить татарский в Екатеринбурге |
В Казани презентовали комиксы «Татар хатын-кызлары» |
Вспоминаем Ельцина, говорим о пацанах, изучаем ислам, идем на три концерта, один квартирник и в кино, почитаем Джалиля и вкусно кушаем |
10 февраля на фатирлык в Екатеринбург приедет Радиф Кашапов и qaynar |
В Екатеринбурге готовят татарский квартирник «Фатирлык» |
Первая в 2024 году афиша: Буинский театр, татарча солянка и знакомства |
Чем заняться в уходящие каникулы: смотрим свежие татарские видео-новинки |
В Екатеринбурге объединяются главные татарские информационные площадки региона |
Проект здания Буинского драмтеатра признали лучшим культурно-досуговым учреждением России и СНГ 2023 года |
«Наш татарский образ дракона – Зилант»: что таит в себе символ 2024-го? |
Филиалу АУ «Культура» Нижнетавдинского района Тюменской области присвоено имя поэта Шауката Гадельши |
Александр Большунов и Вероника Степанова выступят в Казани на V этапе Кубка России по лыжным гонкам |
«Кубок Ак Барс» был признан лучшим турниром по каратэ в 2023 году |
Чествование спортсменов и тренеров Федерации гребли на байдарках и каноэ РТ, показавших высокие спортивные результаты в 2023 году |
УНИКС-ДЮБЛ вышел в следующий раунд Первенства России по баскетболу |
Издатель и редактор:
*Instagram Meta Platforms Inc. запрещено на территории России
Комментарии
My web-site ... kopen van cytotec in Genève: http://www.clean-ace8.com/bbs/board.php?bo_table=free&wr_id=248071
like to say kudos for a incredible post and a all round exciting blog
(I also love the theme/design), I don’t have time to read through it
all at the moment but I have saved it and also added
in your RSS feeds, so when I have time I will be back to
read much more, Please do keep up the great jo.
Also visit my webpage; Anzeichen für den Verkauf von cefadroxil in Marokko: http://srnch.co.kr/bbs/board.php?bo_table=free&wr_id=59029
spam feedback? If so how do you prevent it, any plugin or anything you can suggest?
I get so much lately it's driving me mad so any help is very much appreciated.
Take a look at my webpage; Coping with Anxiety and Stress
during Divorce: https://useoffoodasyoumusteat.blogspot.com/2023/04/coping-with-anxiety-and-stress-during.html
A handful of my blog audience have complained about my site not
operating correctly in Explorer but looks great in Chrome.
Do you have any solutions to help fix this issue?
Feel free to visit my web page: Electrolyte Supplement: https://consuelovita.it/the-benefits-of-electrolyte-supplements-for-active-individuals
Where can I order Actoplus without prescription and get it
delivered?
Diabetes drug deals online Cheapest place to get Farxiga
Have a look at my site ... Buy diabetes medication online without a prescription -
fast and easy. Just what I need!: https://tienda.welten.cl/community/profile/serenaackman881/
women's bone health supplements
women's energy supplements
organic menopause supplements deals
Here is my blog :: hormone therapy options with speedy delivery: http://www.birdadvocates.org/resources/community/profile/horacioostrande/
Bu muhteşem gurur okşayan bir sahne zaten. Çok seviyor amcık sikmeyi
adam. Çok konuşma artık sik diyen kaltak küfürlü seks
istiyor. küfürlü, kufurlu seks, tombul tombul am siktiriyor, tombul am siktiriyor.
my blog; Güney Kore de yağmur
yolları nehre çevirdi: https://scopun.co.uk/projects/kansasstate/community/profile/cameronmenard73/
onu masöz.
Here is my website :: koşu yeni seks wap tüpü: https://scholarfun.com/community/profile/rory20p48927991/