В заключение  слушателям рассказали о проекте «Университет во времени»

«От культуры к субкультуре»: в Казани обсудили развитие «дарк-академии» в России

Что такое «дарк-академия», как это явление развивалось в мире и России, обсудили участники лекции в казанской «Смене». Об университетской культуре от XIX века до современности им рассказал сотрудник Научной библиотеки имени Н.И.Лобачевского Иван Ротов.

Первое, что приходит на ум, — это жанр книг и сериалов. Я спросил у людей: „Что такое дарк-академия?“. И мне ответили: музыка Дмитрия Шостаковича, британской рок-группы Arctic Monkeys, фильм „Мечтатели“ Бернардо Бертолуччи», — перечислил он.

Свое литературное начало субкультура берет в 50-е годы XX века в Америке с жанра кампусного романа (прим. campus novel). В большинстве своем действие происходит в некоем элитном учебном заведении, внутри которого зарождается столкновение «своих» и «чужих», однако со временем жанр становился все более мрачным. В качестве примера Ротов указал романы Чарльза Перси Сноу «Наставники» (1950) и «Тайную Историю» Донны Тартт (1992), фильм «Общество мертвых поэтов» (1989). Несмотря на изменения, которые с течением времени претерпел жанр, его по-прежнему отличают романтизация и стилизация университетской субкультуры, а отчасти и «токсичная конкуренция, буллинг, эстетизизация тоталитаризма».

Специалист отметил, что в России университетская субкультура зародилась в XIX веке, когда общество не понимало ценности академического образования, статус высших учебных заведений был неоднозначен, а студенты маялись от скуки, «ожесточающей, но очень объединяющей».

Ситуация изменилась лишь спустя 50 лет — к середине XIX века, когда экономический кризис ударил по разночинцам. Студенты начинали объединяться, появилось землячество — люди из одних регионов финансово помогали друг другу. Тогда и появился университетский «костяк», в который вошли люди, действительно стремящиеся завершить обучение и получить образование. Новоявленное студенческое братство совместно реагировало на любую агрессию в свою сторону.

Я не хочу сказать, что они не делали ничего плохого. Они грабили, разносили бордели, пили. Напомню, это Российская империя XIX века, там не классно: темно, голодно и страшно. Шанс, что тебя побьет студент, равен тому, что это сделает полицейский или просто случайный прохожий», — объяснил Иван Ротов.

Студенты по-прежнему стремились обзавестись схожими атрибутами, элементами одежды. Так, в Казани, вспомнил специалист, был занимательный момент с учащимися медицинского факультета — они ходили в халатах, в которых вскрывали трупы. Брали и трости, к которым прикрепляли кость человека. Таким был стереотипный набор студента.

Быть в этот период франтом нежелательно, потому что „пацаны не поймут“. Если ты дворянин — будь добр, носи пальто и не выпендривайся», — объяснил Ротов.

По его словам, огромное влияние на студентов той эпохи оказал роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. В исследовании жизни московских студентов, проведенном одним из статистов в 1905 году, указан случай о молодых людях, которые искали Соню Мармеладову.

Трагичная судьба девушки, которую если не спасти, то хотя бы посмотреть на нее. Достоевского настолько любили студенты, что после его похорон не осталось ни одного бычка. И это молодые люди, которые могли ворваться на лекцию и заявить о своей позиции или о себе, написать в прессу», — подытожил Иван Ротов.

В заключение он рассказал слушателям о проекте «Университет во времени». Часть книг, упоминавшихся во время лекции, не оцифрована, заметил специалист. Но на данный момент те, кто заинтересован в изучении и сохранении российской университетской истории, стремятся, чтобы как можно больше людей имело возможность ознакомиться с этими материалами.

Подготовила Эвелина Казакова

источник: Татар-информ (Tatar-inform) 

Добавить комментарий




ЛЕГЕНДЫ ТАТАРСКОЙ ЭСТРАДЫ


HABEPX