Рамиль Гаптрахимов со своей командой "Семь поколений" помогает людям составлять родословные, искать свои корни. Продолжение

      

— Какие самые древние, самые далекие поколения вам пока удавалось находить?

— Как-то раз мы начинали делать родословную в Башкирии, потом процесс перешел в Нижний Новгород — там хранится родословная татарских мурз, которую они сами в XVI веке составили, чтобы доказать свое право на землю. Дескать, наши предки здесь жили, вот так их звали. То есть предки нашего заказчика еще в 1750-х годах написали: вот я, вот мой сын, вот мой отец, вот мой дед — и описали еще пять-шесть поколений своих предков. Таким образом, исходя из этого документа, мы и добрались до имени человека, который жил еще во времена Казанского ханства, в 1550-е годы — полтысячелетия назад. Представляете? А теперь его далекие потомки знают это имя.

— А по купцам работать приходилось?

— Да, по ним очень много информации. По купцам разных гильдий в Казани была отдельная ревизия. И отдельно — по мещанам (городским жителям). Метрики все равно, конечно, надо изучать. Но по купцам и мещанам может найтись и дополнительная, очень интересная информация: прошения, переписи, записки и прочее. Можно найти завещания, в которых подробно описывалось, кому и что хотел отдать после своей смерти ваш далекий предок. Например, мы встречали документы, по которым татарский купец завещал 1000 рублей отдать на строительство мечети в родной деревне, по 5 рублей тем, кто понесет его на кладбище…

Вообще, татарские купцы огромное внимание в завещании уделяли религиозным вопросам, поддержанию общины и выделяли на это огромные деньги. Это отдельная тема для изучения.

— Как вы понимаете, в какой именно архив нужно обращаться?

— Мы делим Татарстан по бывшим уездам. Например, Буинский уезд раньше относился к Ульяновской области. Соответственно, половина документов по нему хранится в Ульяновске, половина в Казани. По Чувашии — то же самое. И когда люди звонят, я спрашиваю, откуда их предки. И порой сразу прикидываешь: «Ну, здесь семь — восемь поколений получится сделать. А вот здесь — не факт. А тут, может быть, и на все двенадцать можно будет углубиться». Сразу же делим, где что искать.

Процентов 60 пока у нас мусульманских, татарских родословных

Можно ли составить родословную по цифровым архивам

— А через интернет собрать родословную можно?

— Есть классные сайты в разных регионах — например, республиканский архив Удмуртии сделал такой. Там и переписи, и метрики выложены.

Или взять сайт «Поколения Пермского края». Там настолько круто все сделано! Ты пишешь фамилию, тебе выдают всех людей, под нее подходящих. Нажимаешь на имя, открывается выписка и форма денежного перевода для того, чтобы сделать копию документов. Так что если вас интересует родословная из Перми — вам даже ехать никуда не надо, архив выложил все в открытый доступ в интернет. Москва тоже выложила свои цифровые архивы — и мусульманские, и православные метрики, и еврейские книги — все есть. Сидишь, листаешь…

Вообще, многие родословные можно сделать из дома — надо просто знать, как. Татарстанские тоже можно, но на это потребуется больше ресурсов и времени.

— Если надо обратиться, скажем, в ульяновский архив или в чебоксарский — вы собираетесь и едете?

— Когда как. Если это выгоднее по времени и деньгам, то едем. Ведь порой бывает так, что дешевле заказать все скан-копии, чем ехать в другой город на неделю. А вот если мы пишем книгу, то обязательно выезжаем в родную деревню или город предков. Потому что нужно воссоздать атмосферу, сделать фотографии, может быть, поговорить с местными хранителями старины.

Когда нам удается находить, восстанавливать эту память, поднимать давно забытые имена — мы испытываем огромную радость и гордость.

— А если к вам москвич придет? Сделаете ему родословную? Семь поколений москвича найти проще, чем семь поколений, скажем, Тетюшского уезда?

— Да, мы работаем по всей России. Насчет «проще» — совершенно не факт. Сколько церквей было в Москве в XIX веке? 100? 200? Если ты не знаешь, где родился твой предок и в какой церкви была запись о его рождении — будешь долго сидеть и искать. А если корни ваши в селе, к которому относились пять деревень, вы там сразу найдете своих. Потому-то делать родословные крестьян легче, чем городских жителей.

— Ваша работа для вас — бизнес или миссия?

— И то, и другое. Понятно, что нам платят за изучение родословной, но вы не представляете, с каким удовольствием и азартом мы этим занимаемся. Для всей нашей команды это миссия. Я считаю, что каждый ваш предок достоин памяти о нем. И когда нам удается находить, восстанавливать эту память, поднимать давно забытые имена — мы испытываем огромную радость и гордость.

Людмила Губаева

источник: Реальное время

Добавить комментарий




ЛЕГЕНДЫ ТАТАРСКОЙ ЭСТРАДЫ


HABEPX