DSC 0271

Первый открытый конкурс на лучший туристический сувенир был задуман с целью поддержать татарстанских производителей сувениров. Однако, как оказалось, далеко не по всем номинациям есть кого поддерживать. Сроки сбора заявок переносят в четвертый раз, и одна из причин этого — нехватка заявок по отдельным номинациям. Еще одна проблема, которую призван решить конкурс — это невозможность пробиться татарским сувенирам на общероссийские площадки. А вот защищать татарстанских производителей от конкуренции с китайскими, по мнению экспертов, уже не нужно.

Участники поздно спохватились

20 октября должен был закончится прием заявок на татарстанский конкурс на лучший сувенир, который был объявлен Центром развития народных художественных промыслов и ремесел РТ. Однако, как сообщают участники конкурса, дата приема заявок была перенесена на 15 ноября. В частности, об этом «Реальному времени» рассказал Александр Рачук, директор ООО «Казанский Арбат», заявивший на конкурс сразу несколько работ.

Как оказалось, это не первый перенос сроков конкурса. Первоначально этап сбора заявок должен был пройти с 15 августа по 1 сентября. Затем окончание срока перенесли на 30 сентября, а позже и на 20 октября. Сами участники говорят, что проблема в количестве участников, которых изначально было немного. Дело в том, что в некоторых номинациях уже зафиксировано большое количество заявок, как например на «Этнографический сувенир». А вот, например, в номинации «Гастрономический сувенир (напитки)» заявились всего двое. Многие производители буквально опомнились в последний момент.

В ГБУ «Центр развития народных художественных промыслов и ремесел Республики Татарстан» «Реальному времени» подтвердили, что сроки конкурса были изменены в связи с большим количеством заявок, которые стали поступать в последние дни.

Кроме того, изменилось также время и место проведения финала конкурса — если изначально сообщалось, что он состоится 16 и 17 декабря в рамках проведения 23-й универсальной ярмарки товаров и услуг «Новогодняя ярмарка», то сейчас, по словам Сергея Рачука, по инициативе Министерства культуры РТ решено провести финал на выставке «АРТ-галерея» на «Казанской ярмарке» с 3 по 7 ноября.

Президенты, эчпочмаки, нефтяные качалки и много татарского орнамента

Уже сейчас на конкурсе подобралась неплохая коллекция интересных, необычных, а иногда и просто забавных сувениров.

В номинации «Сувенир музея», например, можно встретить коробку с кубиками «Президент». Судя по представленном на сайте снимку, мастер с помощью техники декупаж наносит на поверхности куба различные фотографии Рустама Минниханова — смеющегося президента в компании Рамзана Кадырова, сосредоточенного в хоккейной форме, задумавшегося в очках на заседании или просто портрет главы республики с подписью «Талантливый человек талантлив во всем!». Среди других участников также можно увидеть стрелу в коробке, ханская шапку за 10 тысяч рублей.

Забавные изделия можно встретить в категории «Сувенир-игрушка». Там мастера предлагают мягкий эчпочмак и эчпочмак-свистульку, игрушки-антистресс в виде татарской выпечки за 300 рублей, множество самодельных куколок и игрушку кота-бабая.

Среди гастрономических сувениров много чак-чака, но некоторые изделия отличаются от других подачей, например, чак-чак «Любимому инвестору» от мастера Светланы Лаптевой из Альметьевска. Она же представила настоящий альметьевский сувенир — печенье «Нефтяная качалка». А вот среди напитков, пожалуй, можно только выделить неизвестный лимонад «Забава».

В одной из самых крупных категорий «Этнографический сувенир» в дополнение к татарским калфакам и марийским головным уборам можно найти и совсем необычные, например, «веревочные» куклы от Светланы Гатиной или Мусу Джалиля с широко раскрытыми глазами от Светланы Мустафиной. В эту же рубрику отнесли и «транспорт» от Михаила Атласова, например. Вот такие сани.

Радуют и производители упаковки, среди которой есть и резные коробки под талкыш калеве и иконы, пиратский сундук, деревянный пакет и даже кейс с татарским орнаментом.

Конкурс в открытом формате проводят впервые

Всего в конкурсе объявлено 7 номинаций: «Этнографический сувенир», «Гастрономический сувенир (напитки)», «Гастрономический сувенир (еда)», «Сувенир города и туристического маршрута», «Сувенир музея», «Сувенир — игрушка», «Упаковочная продукция». В итоге будут только первые места — вторых и третьих не предусмотрено. Каждый финалист получит приз в размере 50 тысяч рублей и право печатать на своей продукции, поскольку она стала победителем в конкурсе.

Как рассказал генеральный директор Центра развития народных художественных промыслов и ремесел РТ Нури Мустафаев, этот конкурс является пробным и впервые проводится в открытом формате. Пока спонсоров не привлекают, а средства на призы победителям выделил президент РТ. Предполагается, что эти деньги финалисты направят на развитие своих идей и производства.

В числе участников, подавших заявку, оказался и один из экспертов, опрошенных «Реальным временем». Генеральный директор ООО «Казанская сувенирная компания» Сергей Вдовин рассказал, что они производят свои сувениры и подали заявку сразу по нескольким номинациям. На конкурсе продукцию компании будет представлять керамика, магнит и другие изделия.

Как татарские сувениры не прошли тест на «русскость»

Одной из причин конкурса стало и то, что на общероссийских конкурсах татарстанские сувениры не побеждают. Нури Мустафаев констатирует, что выходить на российский рынок национальным сувенирам сложно. Не последнюю роль в этом играют уже устоявшиеся и известные бренды — хохлома, гжель. Кроме того, вспоминая конкурс «Лучший сувенир в России», собеседник издания подтверждает, что важным критерием отбора там является именно «русскость» сувенира. Татарстану на российском рынке сувенирной продукции с уже устоявшимися национальными русскими сувенирами сложно.

— Здесь все начинается со слов «русский сувенир». Мы под эту категорию никак не попадаем, разве что Алексеевская фабрика. А в категорию «русский сувенир» ни башкиры, ни татары, ни якуты, ни калмыки, ни кавказцы не попадают, — рассказал Мустафаев.

При этом интересно, что, по словам предпринимателя Сергея Вдовина, который владеет несколькими торговыми точками на улице Баумана, наибольшей популярностью в Татарстане у туристов сейчас пользуются мелкие сувениры и гастрономические подарки. «Сейчас магниты берут меньше, потому что они, наверно, уже надоели. Я сам раньше привозил магниты, сейчас не привожу».

«Туган Авылым» избавился от китайских сувениров, а «Бахетле» — нет

А вот с проблемой «китайцев» на рынке сувениров, по мнению экспертов, справиться удалось. Председатель комитета по сувенирной продукции и товарам народных и художественных промыслов при ТПП РТ Артур Мустаев рассказал, что поменять ситуацию на рынке удалось благодаря правительству. Ориентировочно с 2010 года через АИР РТ и Министерство культуры выделяются гранты на закупку оборудования для местных производителей. Гранты составляют порядка 300 тысяч. Со временем сумма на гранты уменьшилась и на данный момент на всю отрасль выделятся порядка 3,6 млн рублей в год.

Кроме того, за последние годы появились торговые площадки, благодаря которым стало возможным напрямую реализовывать продукцию. К примеру, в магазинах на территории и комплекса «Туган Авылым», на ярмарке в Кремле вообще нет китайской продукции. По большей части китайские сувениры пропали и на Баумана. Из-за роста курса и развития производств сувенирной продукции в России компании стали искать российских поставщиков. Среди торговых точек, которые до сих пор продают китайскую продукцию, представитель ТПП назвал «Бахэтле» и ларьки на железнодорожном вокзале.

Мустаев отмечает, что сейчас 80% производителей национальных сувениров — Татарстан и Россия. На прилавках можно встретить только китайские бусы, тюбетейки, шамаили. Мустаев добавляет, что пока в эту категорию также входят и магниты.

— Тенденция меняется, но сказать, что Китая теперь вообще нет, нельзя. По многим позициям производить продукцию до сих пор не получается, потому что не освоены технологии, однако видно, что ситуация меняется, и в ассортименте уже значительно больше продукции местных производителей, — рассказал Артур Мустаев.

«Приватизация» национальных символов

Эксперты выделяют и еще одну проблему для производителей казанских сувениров: практика регистрирования товарного знака достопримечательности или символа Казани. Напомним, самая громкая история произошла в 2009 году, когда музейный комплекс «Казанский кремль» стал правообладателем изображений объектов казанской крепости. Рынок отреагировал на запрет использования изображения без разрешения правообладателя просто — с прилавков пропали сувениры с Кремлем. Данный факт имел не последнее место в принятии решения о безвозмездном пользовании. Многочисленные дискуссии не без участия Нури Мустафаева привели к тому, что всем производителям разрешили использовать изображения Казанского кремля.

— Мы пришли к тому, что таким образом рекламируем Казанский кремль, изображая его непосредственно на своих сувенирах. Мы продвигаем эту идею за пределы Казани, Республики Татарстан и России в целом. Поэтому правообладатель не имеет никаких претензий, если Казанский кремль или элементы архитектурного памятника будут изображены правильно и точно, — рассказал генеральный директор Центра развития народных художественных промыслов и ремесел РТ.

Еще одним громким событием стал дележ товарного знака «Казанский кот». Его в нескольких категориях в 2009 году зарегистрировал Сергей Вдовин, но после этого не требовал с производителей ни денежных отчислений за него, ни разрешений. Гендиректор ООО «Казанский сувенир» и владелица магазина «Казанский кот» Наталья Харченко в свою очередь в том же 2009 году также решила зарегистрировать этот товарный знак. Условиями его использования были покупка производителем сертификата по приемлемой цене, но их продажа разрешена только в магазинах ООО «Казанский сувенир». Результатом стали многочисленные иски с требованием компенсации к другим производителям и всевозможные уловки во избежание судебных тяжб со стороны тех, кто все-таки решился использовать «приватизированного» «Казанского кота».

В итоге за незаконное использование товарного знака иск прилетел и компании Сергея Вдовина. Суды длятся уже более двух лет, и их конца и края пока не видно. Как и обещала Харченко, она обратилась за отстаиванием своих прав в УФАС по РТ. Гендиректор ООО «Казанская сувенирная компания» рассказал «Реальному времени», что решение антимонопольщиков было вынесено не в его пользу, но они обжаловали решение в суде, после чего выиграли и апелляцию. Бросать отстаивать свое право, по словам предпринимателя, они не собираются и считают, что правда на их стороне.

— Все сейчас в том же процессе, что и было. Он затянулся и чем решится — я не знаю, — прокомментировал Вдовин.

Собеседник издания рассказал, что в связи с этими тяжбами с рынка практически пропали «Казанские коты». Сам Вдовин говорит о том, что не будет продавать продукцию с котом до тех пор, пока не завершится судебное разбирательство с УФАС.

«Реальное время»

Добавить комментарий




ЛЕГЕНДЫ ТАТАРСКОЙ ЭСТРАДЫ


HABEPX