8b04e951d1e8263a3bffe2a9551e1bc4 L

В школах республики в экзаменационное задание войдут не только письменный тест, но и задание на «говорение». Это стало возможным после того, как впервые с 91-го года была принята концепция по национальному образованию.

 

Сегодня в рамках традиционного августовского педагогического совещания в Казани состоялся семинар с кураторами национального образования, руководителями образовательных организаций с татарским языком обучения и с изучением татарского языка, учителями татарского языка и литературы регионов Российской Федерации. Более 150 участников семинара из 28 регионов страны обсудили нынешнее состояние, проблемы и перспективы развития межрегионального сотрудничества в области национального образования.

- Мы работаем с Татарстаном в тесном сотрудничестве, - говорит зампредседателя Астраханской региональной общественной организации «Общество татарской национальной культуры «Дуслык» Роза Бикбаева. - Мы часто бываем здесь на совещаниях, привозим наших детей в межнациональные летние лагеря по бесплатным путевкам, в школы-гимназии для одаренных детей. Для нас, татар России, Казань и Татарстан - это как Мекка. Когда мы сюда приезжаем, мы получаем новую информацию, воодушевляемся, вдохновляемся. В каждый наш приезд мы узнаем какие-то новые технологии, новые методики. Мы общаемся между собой - это очень важно для роста, для развития национального самосознания.

Перед началом семинара гости посетили выставку-продажу татарской художественной и учебно-методической литературы, ауди- и видеоматериалов. Товар расходился, как горячие пирожки. Особым спросом пользовался уникальный набор дисков в сувенирной упаковке, который выпустил «Татармультфильм» к 130-летию Габдуллы Тукая. Это 6 дисков на татарском, русском, английском и турецком языках с произведениями поэта: фильм-биография, мультфильмы, аудиозаписи 150 произведений Тукая, в том числе спектакль и анимационный мюзикл. В общем, поневоле захочешь изучить татарский язык - только из-за одного желания насладиться всеми этими произведениями в подлиннике.

Депутат Госдумы от Татарстана, член фракции «Единая Россия» Ильдар Гильмутдинов считает, что у человека должна быть такая мотивация для изучения языка Тукая. Причем, с малых лет. По его мнению, мотивация - это как раз то, чего сейчас не достает в методике преподавания татарского языка, особенно для русскоязычных детей и детей-татар, которые не владеют родным языком.

- Системная работа в этом направлении в Татарстане ведется, и соответствующая госпрограмма у нас есть, у нас есть и опыт, и специалисты, и учителя, и система подготовки кадров, - отметил Ильдар Гильмутдинов. - Но время требует новых подходов. Если мы говорим о системе дошкольного образования, я сторонник того, чтобы мы начинали с самого маленького возраста учить детей языкам. Потому что ребенок до 5 лет может спокойно 2-3 языка усвоить. И все передовые методики обучения языкам как раз на этом и основаны. И в Израиле, и Японии, и Америке. И нам нужно, с учетом того, что новый закон «Об образовании» позволяет говорить о дошкольном образовании, внедрять эти новые методики, новую педагогику. Ну, конечно, нужно переоценить и школьные программы, которые, я считаю, не соответствуют сегодняшним требованиям. Нужно их облегчить. Например, никакой грамматики татарского языка во втором классе быть не должно! Это не правильно. Ребенок напрягается вместе с родителями и теряет интерес к предмету. Нужно преподавать татарский язык в младших классах в игровой форме. Надо, чтоб ребенок сначала полюбил язык, а потом уже потихоньку усложнять задачу и углублять знания.

А министр образования и науки Татарстана Энгель Фаттахов рассказал, что уже с нового учебного года в образовательный учреждениях республики будут изучать татарский язык по новым правилам и методикам.

- Это целая система образования, начиная от дошкольного и заканчивая общим профессиональным, - подчеркнул он. - Впервые с 1991 года мы приняли концепцию по национальному образованию. Я считаю, что это большое политическое событие. Мы в течение года ее разрабатывали, все были вовлечены в процесс - от учителей до политических деятелей. В настоящее время мы составляем дорожную карту на ближайшие пять лет. У нас четыре направления, по которым мы сейчас работаем. Это и материально-техническая база, и управление системой национального образования, и, самое главное - методика, учебные пособия и учебники, рассчитанные на три категории детей: татары, которые владеют родным языком, татарские дети, которые им не владеют, и дети, для которых татарский язык не является родным. Мы уходим от изучения грамматики на первых стадиях изучения языка. Для нас первостепенной задачей является то, чтобы ребенок заговорил по-татарски, общался по-татарски. Соответственно меняются и критерии оценки. С этого года после 9 класса в экзаменационных заданиях по татарском языку будет тест на «говорение». То есть это целый комплекс вопросов, и если мы будем системно вести по ним работу, а мы именно так планируем, то, я думаю, у нас результат будет.

Но не только татарский язык во главе угла на сегодняшнем семинаре-совещании в Доме Дружбы народов. Для многонационального и многоконфессионального Татарстана вопрос развития всех языков народов республики имеет особое значение. В республике созданы все условия для национальной самореализации всех народностей, ее населяющих. Одной из программ, реализующих концепцию государственной политики в области межнациональных отношений, является программа сохранения, изучения и развития государственных и других языков Татарстана.

- Россия - многонациональное государство и в этом ее мощь и сила, - считает директор Дома Дружбы народов Татарстана Ирек Шарипов. - А национальность - это, прежде всего язык. Поэтому так важен поиск новых, современных методик преподавания. Надо, чтобы для всех создавались равные возможности. Потому что если возможности национального образования в разных регионах будут разные, это будет несправедливо и создаст напряженность. Очень важно для каждого народа, даже для самого малочисленного, создать равные возможности. Причем, не только продекларировать эти права, но и обеспечить их соблюдение. Поэтому сегодняшний семинар, я считаю одним из важнейших мероприятий, которое проводятся и будут проводиться в этом году в нашем Доме Дружбы народов Татарстана.

Обеспечению реализации потребностей представителей разных народов в изучении родных языков и в обучении на родных языках уделяется первостепенное внимание. В республике функционируют 785 школ (с филиалами) с татарским языком обучения и преподаванием отдельных предметов естественно-математического цикла на русском языке; 709 школ с русским языком обучения, в том числе 21 школа с углубленным изучением русского языка и культуры, 179 школ с классами углублённого изучения русского языка и культуры; 98 школ (с филиалами) с чувашским языком обучения (начальные классы) и изучением чувашского языка; 29 школ (с филиалами) с удмуртским языком обучения (начальные классы) и изучением удмуртского языка; 20 школ (с филиалами) с марийским языком обучения (начальные классы) и изучением марийского языка; 4 школы с изучением мордовского языка; по одной школе 1 школа с изучением иврита и башкирского языка.

Также в Татарстане работают 35 отделений воскресных школ, где изучаются 23 языка народов, которые его населяют. Поэтому в республике накоплен уникальный опыт, который сегодня изучают и перенимают другие регионы многонациональной России. В этом отношении Татарстан является модельным регионом в области организации национального образования.

Добавить комментарий




ЛЕГЕНДЫ ТАТАРСКОЙ ЭСТРАДЫ


HABEPX