- Два теплохода здесь в любом случае будут разъезжаться. В 90-х годах- начале «нулевых» в Болгар за сезон заходили до 50-60 теплоходов. Но тогда речные круизы не были особо развиты. Сейчас же каждый день мимо нас проплывают 2-3 теплохода, но ведь зайти-то к нам не могут, — сокрушается заместитель директора по маркетингу Болгарского музея заповедника Рамиль Зиганшин.
Возле Болгара есть своеобразный залив, который образовался, когда построили Куйбышевское водохранилище. Проблема мелководья тут появляется регулярно. Здесь ил и со временем потоки воды переносят частицы, и залив мельчает, поэтому приходиться углублять дно. В последний раз работы велись в начале двухтысячных и вот проблема вновь назрела. Похожая ситуация и возле Свияжска, но там углубление дна начнут весной и планируют закончить к осени. При этом отсутствие возможности выхода с палубы на берег бьет по развитию туризма. К примеру, в Елабуге уже давно поняли значимость речных круизов, там направление начали развивать в 2003 году. За первый сезон у купеческого города остановилось 8 судов, а сейчас ежегодно якорь бросают около 150 теплоходов, а это около 30 тысяч туристов.
- Они все уезжают отсюда с фото, сувернику покупают, буклеты, путеводители — это очень хорошее продвижение города, — рассказывает заместитель генерального директора по развитию Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Танзиля Агишина.
До Елабуги есть прямые туры из Москвы или Самары, но больше проходящих судов, которые делают остановку. Такие теплоходы отправляются из белокаменной, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Уфы, Перми и Ростова-на-Дону.
- Когда уходит в круиз теплоход, на него приезжают путешественники со всех городов, вплоть до Сахалина даже. И северные районы тоже — Сургут, весь Урал. То есть география практически вся Россия, плюс иностранные туристы, — продолжает Танзиля Агишина.
Как только возле Болгара и Свияжска безвыходную ситуацию решат, каждый исторический центр сможет рассчитывать до 100 тысяч дополнительных туристов в год.
- Основной пассажирский поток — это транзитный трафик, то есть это те теплоходы, которые идут вверх и вниз по Волге и соответственно вверх и вниз по Каме. Это маршруты: Москва-Астрахань, Самара-Москва и другие. То есть у каждого судна свой маршрут. Кроме этого есть, конечно, же, и прямые рейсы: Казань-Болгар и Казань-Свияжск, — объяснил председатель Госкомитета Татарстана по туризму Сергей Иванов.
- У нас еще есть планы, какие образом сократить пути следования. Есть предприниматели, которые задумывают делать паромную переправу. Не просто так, не только для гостей — здесь разворачивается культ для перевозки грузов уральского направления. Представьте себе, отсюда, через паром грузотранспорт будет ходить — это тоже имеет экономический эффект. Ребята и мы думаем, как найти такую логистику, чтобы увязать посещение, прежде всего автобусное и по воде, для совмещения Болгар и Свияжска одной цепочкой, — рассказал Государственный советник Татарстана Минтимер Шаймиев.
Развитие речного туризма актуально особенно сейчас. По прогнозам аналитиков, в следующем году подъем круизного туризма продолжится. При этом российские туроператоры все больше обращают внимание на развитие внутреннего туризма.
sntat.ru