QLncY2kzDvs

«Шамаиль» в переводе с арабского означает «качества, достоинства». С персидского – «священная картина» или «образ». Это своеобразный феномен мусульманской культуры.

В Татарстане уделяют особое внимание изготовлению шамаилей. Этот вид исламского искусства включает в себя особенности арабской каллиграфии, способы оформления, выбор материалов. Татарским шамаилям был посвящен ряд конкурсов, выставок, круглых столов, организованных ДУМ РТ.

Об этом рассказал первый заместитель Муфтия Татарстана Рустам хазрат Батров.

Это была наша давняя идея. Шамаиль – это особый род религиозного сакрального самовыражения в мусульманском мире. Он связан с каллиграфией, которая, как известно, занимает центральное место в сфере искусства мусульман и связана с Божественным словом. У каждого народа, исповедующего Ислам, есть свои традиции каллиграфии.

В Турции есть техника «эбру», которой пользуются художники-каллиграфы. Капли краски тонкой кистью наносятся на слой воды, создавая особое «мраморное» изображение. Перед этим в воду для большей плотности добавляется экстракт горной колючки гевен. Затем накладывают бумагу, и получается уникальный рисунок. Это вклад турок в мусульманское искусство.

У татар эта традиция выражена в виде шамаиля – аятов из Священного Корана, которые пишутся на стекле с использованием подсветки из фольги. Эта техника уникальна и нигде больше не встречается, кроме как у татар-мусульман в России. Издавна татары старались украшать шамаилями свои дома. В них сочетаются исламская по содержанию и национальная по форме составляющие. При оформлении используются татарские национальные мотивы, изображения татарских мечетей с маленькими минаретами на крыше. Часто мастера изображали значимые для народа самосознания города – Болгар, Билярск. Шамаиль является источником многих смыслов, символов, являющихся культурным кодом народа. Он питает атмосферу, в недрах которой формируется наше национальное самосознание, задает архетипы мировосприятия. Дети, выросшие под такими шамаилями, начинают чувствовать и религиозную, и народную традиции. Шамаиль – это не просто картинка с текстом аята. Он хрупкий, нежный. Я сам вырос под татарскими шамаилями. Это сильно влияет, помогает быстрее осознавать себя мусульманином, становится частью твоей жизни, менталитета, внутренних ориентиров. Конечно же, эту традицию надо возрождать и беречь.

К сожалению, в последние годы наблюдается тенденция, при которой традиции татарского шамаиля поставлены под угрозу. Осталось мало мастеров, владеющих этой уникальной техникой. Безусловно, есть настоящие подвижники, труженики, которые развивают это направление исламского искусства, но их не так много. Шамаиль – это ручная штучная работа, стоимость которой всегда будет выше, чем у недорогих штампованных изделий из Китая. Каллиграф вкладывает душу в работу. На изготовление одного шамаиля уходит несколько дней, недель, месяцев. Так что в ценовом выражении себестоимость и стоимость штучного и штампованного шамаилей несоизмеримы. Поэтому этот религиозный ориентир нашего народа начинает «вымываться». Чтобы этого не случилось, ДУМ Татарстана инициировало просветительскую акцию «Шамаиль моей семьи», с целью привлечь внимание и показать людям красоту национальной традиции мусульманской каллиграфии, показать ее богатство, смысловую, духовную глубину, а также рассказать о современных каллиграфах. Тем самым решается задача сделать все, чтобы сберечь наше духовное наследие. Вопросы сохранения старинного искусства татарского народа в современной татарской культуре и механизмы его дальнейшего развития обсуждались и в Российском исламском университете в рамках круглого стола. Хотя шамаиль является неотъемлемой частью самобытного татарского наследия, до сих пор в художественных учебных заведениях Татарстана не ведется обучение этому старинному ремеслу.

На суд жюри Всероссийского конкурса «Шамаиль моей семьи», организованного Духовным управлением мусульман РТ, Государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником «Казанский Кремль» и Общественной организацией «Клуб татарского искусства и культуры», приуроченного к 10-летию мечети Кул Шариф, было представлено более 300 различных работ из Татарстана, Башкортостана, Чувашии, Нижегородской области, Санкт-Петербурга, Перми, Екатеринбурга, Казахстана, Австралии. В состав жюри вошли ведущие татарстанские искусствоведы Гузель Валеева-Сулейманова, Рустем Шамсутов, Дина Хисамова, руководитель «Центра арабской каллиграфии» РИУ Рамиль Насыбуллов, директор Казанского филиала Московского Государственного Академического Художественного института им. В.И. Сурикова Махмут Вагапов.

Всего на конкурс подал заявку 121 автор по четырем номинациям:

1. Традиционный татарский шамаиль – профессиональная каллиграфия (традиционные работы на стекле с подсветкой из фольги);

2. Любительская каллиграфия (любая техника: вышивка, компьютерная графика);

3. Шамаиль руками детей;

4. Шамаиль как семейная реликвия.

Лучшие работы по итогам заседаний жюри приняли участие в выставке Музея исламской культуры и в «Галерее татарского шамаиля» Музея-заповедника «Казанский Кремль» с 21 мая по 21 июля, по итогам выставки самые запоминающиеся работы войдут в именной каталог. Победители также получили денежные призы.

В конце мая в мечети Кул Шариф открылась выставка старинных татарских шамаилей и работ современных художников и каллиграфов. В начале июня в казанской мечети «Гаиля» в рамках акции «Шамаиль моей семьи» состоялось открытие детской выставки. Здесь было принято более 50 шамаилей, сделанных руками детей.

Современный профессиональный каллиграф Рамиль Насыбуллин: «Шамаиль – не просто цветное полотно. Первоначально смысл каллиграфии – в совершенстве форм, как в архитектуре важен чертеж, без этого дом не построишь. Это особая наука со своими законами, основанная на принципе «золотого сечения». Если пренебречь этим, теряется весь смысл работы. Важно перед созданием шамаилей пройти необходимое обучение в течение нескольких лет. У каллиграфии очень строгие каноны. Раньше у татар всё это строго соблюдалось, сейчас – не всегда. В состав некоторых чернил входит мышьяк, чтобы получился желтоватый цвет, также там есть шелковые нити. Для шамаиля используется бумага разных сортов. Ее вымачивают в специальных растворах и наносят особый клей или яичный белок. Инструменты – калямы, которыми работает каллиграф, – заточенные палочки из специального сорта бамбука или иранского камыша, обработанного различными препаратами».
http://www.islam.ru

Добавить комментарий




ЛЕГЕНДЫ ТАТАРСКОЙ ЭСТРАДЫ


HABEPX