74056

Скандал вокруг бренда «Кыш Бабай» разгорается между представителями трех регионов страны.

Татарстанская фирма «Трэвэл-Эндвок», раскрутившая резиденцию татарского Деда Мороза в Арске, зарегистрировала на себя права на товарные знаки и теперь протестует против несогласованного открытия аналогичных туристических магнитов в других местах. Сегодня конфликт, выходящий на политический уровень, на пресс-конференции намерен прокомментировать глава госкомитета по туризму Сергей Иванов.

«НЕ УДОСУЖИЛИСЬ СПРОСИТЬ РАЗРЕШЕНИЯ У НАС…»

Права на татарского новогоднего персонажа Кыш Бабая стали предметом конфликта между татарстанской компанией ООО «Трэвэл-Эндвок» с конкурентами из других регионов. Как пояснила «БИЗНЕС Online» директор «Резиденции Кыш Бабая и Кар Кызы», руководитель татарстанской туркомпании ООО «Трэвэл-Эндвок» Юлия Таланова, недавно ей стало известно о планах министерства культуры Башкортостана создать свою резиденцию и тем самым оттянуть часть потока туристов. «К сожалению, они не удосужились спросить разрешения у нас», — негодует Таланова. Ранее о создании Уральской резиденции Кыш Бабая заявляли также на Урале — в деревне Сосновка Свердловской области.

Почему альтернативные Кыш Бабаи должны спрашивать разрешения? Оказывается, еще 4 марта 2012 года ООО «Трэвэл-Эндвок» официально зарегистрировало на себя право на использование товарного знака и знака обслуживания «Резиденции Кыш Бабая и Кар Кызы» в госреестре товарных знаков и знаков обслуживания Роспатента. Срок действия истекает 24 октября 2021 года. А сама полюбившаяся детворе резиденция «Кыш Бабая и Кар Кызы» работает в селе Яна Кырлай Арского района РТ с 2009 года.

Спор хозяйствующих субъектов за торговую марку принимает нешуточный оборот и пахнет политическим скандалом. Сегодня на пресс-конференции глава госкомитета по туризму ТатарстанаСергей Иванов намерен лично прокомментировать ситуацию — тем более что он в свое время и рекомендовал запатентовать бренд резиденции.

ДЕДА МОРОЗА И СНЕГУРОЧКУ ТОЖЕ ЗАПАТЕНТОВАЛИ

Как пояснил «БИЗНЕС Online» директор компании «Артпатент» Григорий Бусарев, представляющий интересы ООО «Трэвэл-Эндвок», объектом правовой охраны является логотип и словесный элемент «Резиденция Кыш Бабая и Кар Кызы» в отношении товаров и услуг, указанных в свидетельстве. В нем перечислены печатная продукция, реклама и продажа товаров, организация путешествий, организация праздников и мероприятий, кафе, рестораны. Важно отметить, что исключительное право на данный товарный знак распространяется как на тождественные (идентичные) обозначения и словесные элементы, так и на схожие до степени смешения. Таким образом, использование имени персонажа «Кыш Бабай» как части данного товарного знака для аналогичной деятельности другим лицом будет также является нарушением прав владельца данного товарного знака, отмечает Бусарев. Значит ли это, что таким путем можно защитить, к примеру, товарный знак на Деда Мороза?

«Конечно, авторские права на фольклор не распространяются, — оговаривается он. — Именно по причине того, что фольклор — это народное творчество и нельзя установить конкретного автора. Но что касается «Деда Мороза», хотим несколько огорчить. Сегодня существует уже масса зарегистрированных товарных знаков «Дед Мороз», «Снегурочка» в разных товарных группах».

Перспективы судебной защиты «Кыш Бабая» Бусарев оценивает как весьма неплохие. Практика судебной защиты товарных знаков сложилась в России давно. «А учитывая, что правообладатель товарного знака — добросовестный пользователь (а не патентный пират, которых сейчас предостаточно), то перспективы подобного спора более чем оптимистичные», — считает он.

«ПОСМОТРИТЕ НА УРАЛЬСКУЮ РЕЗИДЕНЦИЮ. НУ КАКОЙ У НИХ КЫШ БАБАЙ?»

Как рассказала Таланова, ежегодно в гостях у Кыш Бабая бывают в среднем по 5 — 6 тыс. человек, причем география весьма обширна — от северных городов России до уральских гор и дальше. Последний сезон оказался рекордным — с 15 декабря по 30 января поток гостей резиденции составил около 9 тыс. человек. По ее оценке, порядка 30 — 40% посетителей приехали в резиденцию из Свердловской области и Екатеринбурга, 10 — 15% гостей — из Башкортостана. Как известно, в этих регионах проживает немало татар, так что их интерес вполне понятен. Впрочем, по словам Талановой, интерес к татарстанскому Кыш Бабаю, его дочке Кар Кызы и другим героям татарских сказок неизбежно высокий и на многочисленных выставках и фестивалях по всей России. То есть за годы работы создался определенный рынок услуг Кыш Бабая, который начал приносить пусть сезонную, но существенную прибыль.

По оценкам ООО «Трэвэл-Эндвок», стоимость бренда может составлять 7,5 млн. рублей. Такую сумму Таланова объяснила большими финансовыми вложениями в проект. Помимо функционирования самой резиденции (с середины декабря до 31 января), работает почта Кыш Бабая, также татарстанский Дедушка участвует в многих социальных акциях — посещение детских домов и т.п. Не нужно забывать и про заработную плату сотрудникам, которые вовлечены в проект, а это порядка 50 человек.

Таланова далека от мысли, что организаторы резиденции Кыш Бабая в Уфе просто не в курсе существования татарстанского аналога, поскольку сама лично пару лет назад общалась на туристической выставке с высокопоставленными чиновниками Башкортостана на эту тему. «В Уфе я лично была, разговаривала с представителями туристической ассоциации, знакомились с представителями министерства по туризму, встретили нас тепло, а потом спустили все на тормозах», — отмечает она.

Компания между тем, по ее словам, открыта к сотрудничеству. Можно заключить с представителями Башкортостана и кем-либо еще лицензионное соглашение либо предоставить право приобретения франшизы, или каким-либо другим образом урегулировать вопрос соблюдения авторских прав. Однако пока встречного движения с башкирской или уральской стороны она не видит. Если проблему не удастся решить, что называется, «на берегу», ООО «Трэвэл-Эндвок» намерено обратиться в суд. «Наша цель — заявить, что есть такой запатентованный Кыш Бабай, его резиденция, — говорит Таланова. — А потом уже, если ситуация не изменится, будем судиться».

Она поясняет, что помимо каких-то экономических потерь ее волнует также, что идет искажение образа Кыш Бабая, который был тщательно и с любовью создан в республике. К примеру, наш татарстанский Дедушка ходит в синей (голубой) шубе, а головной убор напоминает тюбетейку. «Посмотрите уральскую резиденцию Кыш Бабая, это красный костюм с ватной бородой! Какой это Кыш Бабай?» — возмущается Таланова. Также особенностью нашего Бабая является и то, что Кар Кызы — это дочка, а не внучка, как у его российского «коллеги». То есть существует уже определенная визуализация образа, что называется — бренд-бук Кыш Бабая и Кар Кызы, которых уже знают и любят в стране. «Мы открыты для разговора, но пока все делается за спиной», — сожалеет Таланова.

«ЖУРНАЛИСТЫ РАЗДУЛИ ТАК, ЧТО ТЕПЕРЬ НЕ МОЖЕМ ОТМАЗАТЬСЯ!»

Какова позиция создателей башкирского аналога главного зимнего Деда? Как выяснил «БИЗНЕС Online», в начале марта в башкирских СМИ действительно появилась информация о том, что на коллегии министерства культуры Башкортостана была одобрена идея строительства своей резиденции Кыш Бабая, которую планировалось открыть уже в 2015 году. В сообщениях говорилось, что идея принадлежит республиканскому центру народного творчества.

«В России 17 народов имеют своего национального Деда Мороза с собственными резиденциями в различных городах страны. По задумке создателей проекта, Кыш Бабай станет своеобразным брендом Башкирии, который будет способствовать развитию этнотуризма, повысит поток гостей в республику, следовательно, положительно скажется на состоянии экономики», — говорилось в одном из сообщений. По мнению местных журналистов, возрождение легенд и самого образа Кыш Бабая обогатит культуру башкир, позволит более ярко, красочно и разнообразно отмечать новогодние праздники в республике, а для подрастающего поколения станет еще одним стимулом изучения родной культуры. Проект задумывалось реализовать к зиме этого года.

Однако попытка «БИЗНЕС Online» докопаться до первоисточника информации привела к неожиданным результатам. В материалах коллегии министерства культуры РБ, которая состоялась 27 февраля, о Кыш Бабае… нет ни слова. В пресс-службе минкульта РБ пообещали узнать, кто конкретно отвечает за реализацию проекта, но так и не нашли. Хотя в республиканском центре народного творчества сразу признались в косвенной причастности к проекту. По словам заведующей уфимской галереи народного творчества «Урал» Каримы Кайдаловой, этот проект продвигает группа бизнесменов из Кармаскалинского района Башкортостана. «Насколько я знаю, у них там все по-серьезному, люди задумали очень интересный туристический проект. Они обратились в наш центр народного творчества с просьбой разработать концепцию проекта», — рассказала она «БИЗНЕС Online».

«Ни о каком утверждении на коллегии министерства культуры РБ проекта речи не шло. Это все СМИ напутали, — уточнил генеральный директор центра Байрас Ишбердин. — Люди просто собрались обсудить идею, а журналисты об этом узнали и так расписали, как будто уже все решено. Раздули так, что мы теперь не можем отмазаться. Сейчас откуда только не звонят: где можно посмотреть на Кыш Бабая?»

На самом деле, по словам Ишбердина, есть сырой набросок идеи на полстраницы. «Так что нет предмета для разговора. Пусть в Татарстане не переживают», — примирительно заверил он корреспондента «БИЗНЕС Online».

«ТАКИХ ОБРАЗОВ Я НЕ ПРИПОМНЮ…»

Между тем образов Кыш Бабая и Кар Кызы в татарской мифологии, по сути, не существует. Такое мнение в разговоре с «БИЗНЕС Online» высказал вице-президент Академии наук РТ Рафаэль Хакимов.

«Таких образов я не припомню. Они же из той все серии, что западный Санта Клаус, только с переносом на нашу почву, — считает он. — Резиденция находится у нас здесь, а не где-то там далеко — это приятно детям, но опять-таки это рекламный ход. Американцы придумали Санта-Клауса, чтобы лучше продавались рождественские сказки. Снеговика ведь лепили северные народы всегда и везде, не разбираясь, русские или татары, это такая общая культура, естественная для всех, кто живет, скажем, в «снежных» странах, а делать этнические различия здесь практически невозможно».

РЕЗИДЕНЦИИ ПО ВСЕМУ МИРУ: ВРЕД ИЛИ ПРОДВИЖЕНИЕ?

Оценить проект резиденции Кыш Бабая, его востребованность среди туристов и эффект от открытия резиденций повсеместно «БИЗНЕС Online» попросил участников туристического рынка.

Айдар Булатов — руководитель Bulatov Group:

— Вреда от создания подворий, на мой взгляд, нет, только положительные моменты, это продвижение. Если жители Уфы будут ходить в резиденции Кыш Бабая и Кар Кызы у себя, то это будет только популяризировать татарскую культуру. Чем больше таких объектов будет появляться в России, тем лучше. Другой момент — в каких юридических рамках они возникают. В этом случае должны быть соблюдены все авторские права.

Люди, которые разработали этот продукт и законодательно его запатентовали, должны зарабатывать на нем, поскольку они изначально сделали первый проект, проверили гипотезу и отработали ее.

Эдуард Хованский — директор туроператора «Лидер Казань»:

— В резиденцию Кыш Бабая и Кар Кызы едут, наверное, на 80 процентов местные и туристы из близлежащих регионов, а чтобы туда поехали приезжие издалека — единицы. В этом году у нас туда поехало больше 10 групп.

Что же до авторских прав… Давайте возьмем Деда Мороза и Снегурочку в Великом Устюге. Скажем, есть главный Дед Мороз и очень много резиденций практически в каждом регионе. Если турист хочет поехать к самому главному Деду Морозу, он туда поедет в любом случае. А если же у него нет для этого финансовой возможности — он может порадовать ребенка и поехать в местную резиденцию. Когда появились региональные резиденции — люди как ехали в Великий Устюг, так и едут. Аналогичная логика напрашивается и с Кыш Бабаем: он есть в Арском районе. Но если кто-то где-то в Уфе или в Свердловской области хочет создать резиденцию Кыш Бабая с Кар Кызы — почему нет? А если жители этих регионов захотят поехать к главному Кыш Бабаю — то пожалуйста. Вопрос здесь в другом: чем продукт в Арском районе заинтересует потребителя, чтобы он поехал именно туда в любом случае, где бы и что бы ни появилось!

Вопрос патента тоже очень интересен. Что значит «запатентовать Кыш Бабая и Кар Кызы», когда это народное достояние? Шурале, Су Анасы — это же мифология, а Кыш Бабай, Кар Кызы, на мой взгляд, осовремененная история. Вот маршрут внутри, который там создается, — да. Его нельзя повторять или дублировать вплоть до слов и сценариев — с этим еще можно спорить, это я понимаю. Но если у каждого свои костюмы, своя подача, свои сценарии…

Важно еще отметить следующее. Невозможно поехать в резиденцию Кыш Бабая и Кар Кызы — просто к Кыш Бабаю, потому что это идет как дополнительная экскурсия, а не является автономным направлением. Если Великий Устюг является автономным продуктом, то есть туда едут люди, живут там два-три дня, там есть экскурсии и есть чем заняться, то резиденция в Татарстане — это дополнительная экскурсия, которая предлагается для туристов в новогодние праздники. Местные же просто садятся на автобус и тратят на это порядка 5 — 6 часов — такая однодневная проездка.

Светлана Пименова — директор туристической компании «Итиль-тур»:

— Поездки в резиденцию Кыш Бабая у нас зимой достаточно популярны. Это интересно для тех, кто хочет какой-то интерактивности. Не могу сказать, что к Кыш Бабаю ездят только из соседних регионов — приезжают и из Подмосковья, Саратовской области, даже из Сибири. Причем едут именно туристы, а не бывшие жители Татарстана. Вообще, такие интерактивные мероприятия, связанные с народностями, которые проживают в Татарстане, всегда интересны людям. Это только привлекает туристов к нам. К тому же у нас мало что сохранилось с ХVIII — XIX веков, осталось буквально несколько памятников, в Билярске сохранились одни руины. Поэтому такие программы, безусловно, способствуют продвижению республики на туристическом рынке.

«БИЗНЕС Online» 

Добавить комментарий




ЛЕГЕНДЫ ТАТАРСКОЙ ЭСТРАДЫ


HABEPX