tatary urala

26 сентября состоялся III съезд Конгресса татар «Татары Урала» Свердловской области. На съезде прозвучало много выступлений о проблемах сохранения родного языка и национальных традиций. Много внимания уделялось проблемам образования с этнокультурным (татарским) компонентом. Предлагаем Вашему вниманию доклад Дамира Каюмова, до 2014 года проработавшего председателем Совета директоров школ татарских сёл Западного округа.

Система образования – важнейший институт общественного воспроизводства и государственной безопасности, ведущий фактор сохранения и развития национальных культур и языков, действенный инструмент культурной и политической интеграции российского общества.

При Постоянном представительстве РТ создан Совет директоров образовательных учреждений с этнокультурным (татарским) компонентом в содержании образования. Это совещательный орган, работает на основании плана, который согласуется с Постоянным представительством.

Целью создания Совета является рассмотрение и выработка рекомендаций по совершенствованию работы органов управлений образованием муниципалитетов, образовательных учреждений татарских сёл, а также реализация согласованных действий учреждений образования по сохранению и развитию национальной самобытности, развитии татарского языка, национальной культуры, гражданской и духовной культуры.

Все организованные мероприятия проводятся совместно с Постоянным представительством Республики Татарстан в Свердловской области.

Я думаю, что главное в решении проблемы сохранения и развития нашего языка, это – социолингвистика методика преподавания языка, качество учебников, количество часов татарского языка в школах. Действительно, язык и культура для татар – наболевшая тема. Ведь ассимиляция продолжается и не видно ей конца. Мы воспитываем детей в «скромности, культурности, цивилизованности и толерантности», а воспитывать любовь к родному языку не можем или не хотим, и в результате из-за низкого национального самосознания теряется язык и сам народ.

Мы должны почувствовать свою личную ответственность, начиная с собственной семьи, со своих детей, если хотим возродить культуру и сохранить язык, но этому мешает очень низкое самосознание народа.

Родной язык является связывающим звеном сохранить самобытность народа, культуру, обычаи.

Сеть школ, включая филиалов, Западного управленческого округа Свердловской области (на конец 2014-2015 учебного года):

Артинский

Ачитский

Красноуфимский

Нижнесергинский

Начальная школа

0

0

3

2

Основная школа

2

1

2

3

Средняя школа

1

1

3

2

В округе функционируют 3 вида общеобразовательных учреждений:

Начальная школа (школа – детский сад) – 5

Основная школа – 8

Средняя школа – 7

Итого 20 школ вместе с филиалами.

Проблема по изучению татарского языка в школах прозвучала на межрегиональной конференции 27 октября 2011 года. Была принята резолюция и согласно п.4. нужно было рассмотреть вопрос о возможности (необходимости) доведения количества часов по татарскому языку и литературе в объеме не менее 3-х часов в неделю. Этот пункт не был реализован образовательными учреждениями, и Совет школы вместе с Постоянным представительством организовало ряд выездных совещаний с приглашением представителей Управлений образования и глав администраций муниципальных округов.

100% выполнены рекомендации в школах Артинского района, там все школы приняли 2 вариант учебного плана и уже пятый год работают на основании этого плана.

Многие школы начали в течение 2012-13 уч. г. перейти на 2-4-х часовое обучение родного языка, но в последнее время наблюдается снова обратная тенденция, это в основном в Нижнесергинском районе, где школы переходят на 5-дневное обучение и лишним предметом становится как всегда татарский язык, который не вмещается в учебную неделю.

К глубокому сожалению, в школах Нижнесергинского и Красноуфимского районов 2 вариант Базисного учебного плана не принят участниками образовательного процесса. А в остальных школах часы на изучение татарского языка и литературы как были по 1 ч. или 2 часа в неделю, так и остались без изменений. Есть школы, где родной язык изучается в кружках или факультативах, а в лучшем случае по одному часу в неделю.

На основании фактов можно сделать вывод, что на местах чиновники вообще не против изучения детьми родного языка, с их стороны нет препятствия, вся проблема находится в руководстве самого учреждения. Директора школ не хотят или не могут организовать изучение родного языка на местах самостоятельно без вмешательства вышестоящих организации.

На основании учебного плана школ по количеству часов видно, что более 50% общеобразовательных учреждений в начальной школе не приняло 2 вариант учебного плана по ФГОС НОО, они до сих пор пользуются 1 вариантом учебного плана, который не очень или вообще не подходит для этнокультурных школ.

Партнерства

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РТ №865/13 от 11.03.2013 г. для осуществления сотрудничества в области образования закреплены Управления образования Татарстана за регионами РФ, за Свердловской областью – Набережные Челны.

Для сотрудничества были определены базовые школы (МБОУ «Азигуловская СОШ» – МБОУ «Гимназия №2»им.Вахитова, МБОУ Гайнинская ООШ – МАОУ«Средняя общеобразовательная школа №4», МКОУ «Рахмангуловская СОШ» – МБОУ «Гимназия№29», МКОУ «СОШ с.Акбаш» – МБОУ ««Средняя общеобразовательная школа №52»). В прошлом году еще дополнительно был подписан договор между Уфа-Шигиринской школой и школой № 79 г.Набережных Челнов.

Эти школы Набережных Челнов всегда готовы помочь. Но как такового тесного сотрудничества, по информации Совета, пока не наблюдается.

Традиция – это то, что передается. Если обычай как понятие вбирает в себя этическую сторону, то традиция или традиционность как ведущий признак фольклора объясняются как сохранение, бережное отношение и передача последующим поколениям навыков, умений, норм поведения.

Воспитание на народных традициях выкристаллизовывалось на протяжении многих веков, доказывало свою жизнедеятельность и большие воспитательные возможности.

Конкурсы внешкольные

С целью воспитание любви к родному языку и родной литературе, приобщения детей к духовно – нравственным  и культурным ценностям своей Родины, художественным ценностям татарской культуры и искусства ежегодно проводятся на областном уровне конкурс чтецов «Живая классика», Джалиловские чтения, Тукаевские чтения, «В гостях у театра», мероприятия, посвященные юбилейным датам татарских писателей и другие. Областной конкурс школьных музеев среди этнокультурных школ округа проводится уже 3 года.

       

Детский сабантуй

С целью сохранения и популяризации национально-культурных традиций татарского народа, гармонизации межнациональных отношений, развития физических качеств, развития общей культуры, разносторонних интересов и способностей, творческой самореализации подростков в с 2013г. в селе организуются детские Сабантуи для учащихся школ западного управленческого округа. (2013г на базе Большетурышской школы Красноуфимского района, 2014г. в НКЦ д.Аракаево Нижнесергинского района, 2015г. Усть-Манчаж Артинского района, в 2016г. Ачитский район). Он стал почти традиционным, потому что, цитата – «именно такие праздники делают нас более сплоченными и дружными, дают возможность проявлять свои способности и радоваться успехам друг друга».

Если смотреть о созданных возможностях и условиях на преподавание языка, можно выделить следующие пункты:

Условия:

  1. Как видно из вышеперечисленных мероприятий особое внимание уделялось вопросам воспитания уважения к татарскому языку, литературе, изучению традиций и обычаев татарского народа, а также формированию духовно-нравственной культуры и самосознания детей.

  2. Постоянное Представительство Республики Татарстана в Свердловской области ежегодно с приглашением специалистов из Казани и Набережных Челнов организует для учителей татарского языка и литературы на базе школ конференции, семинары и мастер классы по использованию возможностей современных технологии на уроках татарского языка и литературы.

  3. Также с целью стимулирования учителей школ, в течение года 8 учителям и директорам были отправлены ходатайства о награждении Почетными грамотами и Благодарственными письмами Министерства образования и науки Республики Татарстан и Министерства общего и профессионального образования Свердловской области через Постпред РТ в СО.

  4. Второй год проводится областной конкурс кабинетов татарского языка и литературы с материальной поддержкой Министерства образования и науки Республики Татарстан. В прошлом году победителем стал кабинет Уфа-Шигиринской школы.

  5. Ежегодно проводятся олимпиады по татарскому языку и литературе, где победители областного этапа участвуют в международной олимпиаде, который проходит в г.Казани. Хочется отметить, что победителям областного уровня, с высокими баллами, ежегодно вручается губернаторская премия. За последние годы удостоились этой высокой награды обучающиеся Азигуловской школы Артинского ГО, Акбашской школы Нижнесергинского района и Рахмангуловской школы Красноуфимского района.

  6. При содействии Постоянного представительства Республики Татарстан в Свердловской области и Конгресса татар «Татары Урала» Свердловской области оборудованы кабинеты татарского языка и литературы 4-х базовых школ области учебными проекторами и доской.

  7. Участие учителей татарского языка и литературы в областном конкурсе «Сельский учитель»: в 2014 учитель Верхнебаяксой школы Рамиля Камиловна и в 2015г. учитель Азигуловской школы Светлана Марсовна Ахунова стала победителем в заочном туре и участвовала на очном этапе.

  8. Есть возможность участвовать на съезде учителей татарского языка и литературы, который начал проводиться в г. Казани ежегодно.

  9. Многие школы получают, через Постоянное Представительство Татарстана в Уральском регионе, бесплатные учебники.

Будущие проблемы:

По итогам мониторинга Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, почти 90% школ отнесены к малокомплектным.

Письмо Правительства Свердловской области от 06.09.2013г. №01-01-91/14607 «О методических рекомендациях» (за подписью первого Заместителя Председателя Правительства Свердловской области В.А.Власова). Речь идет об оптимизации бюджетных расходов. Работа по этому направлению началась в Артинском городском округе и продолжается в Нижнесергинском и Красноуфимском районах, где из 20 школ осталась 18 образовательных организаций, 7 школ полностью потеряли статус, они присоединены к средним школам как филиалы, данная работа продолжается. 

Информация о преподавании татарского языка и литературы

в этнокультурных школах Свердловской области

Название ОУ

до 2010 г.

с 2011 г.

с 01.09.2015 г.

МКОУ «Азигуловская СОШ»

1-9 кл. 3 ч.

10-11 кл. 0 ч.

1-9 кл. 3ч.

10-11 кл. 1 ч.

1-9 кл. 3 ч.

10-11 кл. 0 ч.

МКОУ «Артя-Шигиринская ООШ»

1-9 кл. 3 ч.

1-9 кл. 3 ч.

1-9 кл. 3 ч.

МКОУ «Усть-Манчажская ООШ»

1-9 кл. 3 ч.

1-9 кл. 3 ч.

1-9 кл. 3 ч.

Гайнинская ООШ

1-4 кл. 3 ч.

5-9 кл. 2 ч.

1-9 кл. 3 ч.

5-9 кл. 2ч.

1-4 кл. 3 ч.

5-9 кл. 2ч .

МКОУ «Нижнеарийская СОШ»

1-4 кл кружок

1-4 кружок

5-11кл.-2ч..

1-9 кл. 1ч.

МКОУ Большетурышская СОШ

1-11 кл. – 0 ч.

1-5 кл. 1 ч.

1-5 кл. 1 ч.

МКОУ Бугалышская СОШ

1-11 кл. 0 ч.

1-2 кл. – 2 ч.

1-6 кл. 2 ч.

МКОУ Рахмангуловская СОШ

1-4 кл. 1 ч.

5-9 кл. 2 ч.

10-11 кл. 2 ч.

1-4 кл. 2 ч.

5-11 кл. 2ч.

1кл. 0 ч.

2-4 кл. 1 ч.

5-9 кл. 1 ч.

10-11 кл. 2 ч.

МКОУ Сызгинская ООШ

1-9 кл. – 0 ч.

1-9 кл. 2 ч.

1-9 кл. 2 ч.

МКОУ Озерская начальная школа — детский сад

1-4 кл. – 1 ч.

1-4 кл. 2 ч.

1-4 кл. 2 ч.

МКОУ Среднебаякская НОШ

1-4 кл. 1 ч.

1кл. 0 ч.

2-4 кл. 2 ч.

1 кл. 0 ч.

2-4 кл. 1 ч.

МКОУ Усть-Баякская ООШ

1-4 кл. 1 ч.

5-9 кл. 0 ч.

1 кл. 1 ч.

2-9 кл. 2 ч.

1 кл. 0 ч.

2-9 кл. 2 ч.

МКОУ Тат-Еманзельгинская начальная школа — детский сад

1-4 кл. 1 ч.

1 кл. 0 ч.

2-4 кл. 2 ч.кл.

2-4 кл.----2ч.

МОУ СОШ с.Шокурово

1-4 кл.- 2 ч.

5-9 кл. 2 ч.

1-4 кл. 3 ч.

5-9 кл. 3 ч.

1 кл. 1 ч.

2-4 кл. 3 ч.

5-9 кл. 2 ч.

МОУ ООШ д.Уфа-Шигири

1-4 кл. 2 ч.

5-9 кл. 2 ч.

1-4 кл. 3 ч.

5-9 кл. 4 ч.

1 кл. 1 ч.

2-6 кл. 1 ч.

7-8 кл. 2 ч.

9 кл. 1 ч.

МОУ СОШ с.Акбаш

1-9 кл. 2ч.

10-11 кл.-1ч.

1 кл. 1 ч.

2-10 кл. 2 ч.

11 кл. 0 ч.

1 кл. 0 ч.

2-4 кл. 2 ч.

5-8 кл. 1, 5 ч.

9 кл. 0 ч.

МОУ СОШ д.Васькино

1-9 кл. 1 ч.

1-4 кл. 1 ч.

5-7 кл. – 2 ч.

8-9 кл. 0 ч.

1-9 кл - 2ч.

МОУ НШДС с. Аракаево

1-4 кл. 1 ч.

1-4 кл. 2 ч.

Школа закрыта

МКОУ СОШ д.Урмикеево

1-4 кл. 2 ч.

5-9 кл. 2 ч.

1-4 кл. 3 ч.

5-9 кл. 2 ч.

1 кл. 1 ч.

2-4 кл. 3 ч.

5-9 кл. 2 ч.

МКОУ НШДС д.Контуганово

1-4 кл. 1 ч.

1-4 кл. 2 ч.

Школа закрыта

Сегодня, в период серьёзной модернизации отечественного образования и позитивных перемен, мы на основании наболевших проблем определяем приоритетные задачи для дальнейшего развития этнокультурной системы образования

Рекомендации:

Руководителям школ, с целью сохранения и развития родного языка, предусмотреть с участниками образовательного процесса условия использования 2 варианта учебного плана по ФГОС. Довести часы до 3 часов в неделю.

Наша главная общая задача – способствовать качественному изменению образования в соответствии с требованиями времени. И нам есть для кого и с кем работать. Уверен, что всё внимание, забота, тепло ваших сердец будут отданы учащимся, их родителям. У нас имеется огромный интеллектуальный потенциал, потому что вы, учителя, являются носителями высокой образованности, образцовой интеллигентности и настоящей культуры!

Д.Г.Каюмов

Добавить комментарий




ЛЕГЕНДЫ ТАТАРСКОЙ ЭСТРАДЫ


HABEPX